Преподобный Роман Сладкопевец

Роман, уроженец Сирии (кон. V в.), состоял при церкви пономарем. С детства он вел благочестивую и целомудренную жизнь и достиг истинного подвижничества. Переселившись в Константинополь, он при Кировом храме Божьей Матери и вместе с другими братьями трудился в храме, а ночи проводил в поле, в молитве, или ходил на ночное бдение во Влахернский храм. Через некоторое время Романа назначили пономарем при Софийском храме. И хотя он не отличался искусством в пении и чтении, что обязательно требовалось от служащих в знаменитом столичном храме, патриарх Евфимий благоволил ему и даже платил столько же, сколько и клирикам из церковного хора. Роман занимал низшую должность при храме, занимался зажиганием свеч и лампад и следил за чистотой в церкви, и особое отношение к нему владыки возбудило зависть в других – клирики его презирали и преследовали насмешками. Однажды, в навечение Рождества Христова, когда сам император Анастасий присутствовал в храме и Роман зажигал свечи, певцы стали принуждать его петь на амвоне, поскольку платят ему столько же. Пристыженный из-за своего неумения петь, осмеянный при всем народе, Роман, по окончании богослужения оставшись в храме один, со слезами припал к иконе Божьей Матери и излил перед ней скорбь о своем неведении и неумении воспевать Бога, как другие. Вернувшись к себе и даже ничего не поев от огорчения, он лег и заснул. Во сне он увидел Матерь Божью, Которая подала ему свиток и сказала: «Открой уста и вкуси», – и вместе с тем таинственно сообщила ему дар творения песен. Осененный вдохновением свыше, Роман на утро праздника, в то время, когда певцу следовало петь кондак, взошел на амвон и, к всеобщему удивлению, прекрасным голосом запел сложившуюся в его уме песнь: «Дева днесь Пресущественнаго рождает и земля вертеп Неприступному приносит; ангелы с пастырями славословят, волхвы же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча мдадо, Превечный Бог!» Выслушав кондак, патриарх спросил Романа, кто научил его так петь. Роман рассказал ему о видении Божьей Матери, и все прославили дар Божий, проявившийся в простом человеке. Патриарх возвел Романа в сан дьякона, и ревностный служитель Божий стал изливать свою душу в многочисленных песнопениях, с которыми с тех пор и поныне православная Церковь славит Бога. Известно 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. За услаждающие душу пенсии современники дали Роману имя Сладкопевец. Его сочинения переводились и на славянские языки. Обогатив церковную сокровищницу своими творениями, в которых изливалась его боголюбивая душа, стяжав общее почитание своей благочестивой жизнью, около 510 г. преподобный Роман скончался.