Кирилл Философ

Кирилл, в миру - Константин родился в Солуни в 827 г. И был младшим из семи сыновей почтенного и богатого сановника Льва родом болгарина, но состоявшего на службе у греческого императора. Константин с детства отличался способностью к учению. Однажды он увидел удивительный сон «Явился мне какой-то воевода, - рассказывал мальчик своей матери, - и указывая на собранных со всего города девиц, сказал: «Выбирай себе подругу». И я выбрал самую красивую, которую звали София». «София» по-гречески означает «мудрость», и родители поняли, что сон вещий - быть их сыну мудрецом и ученым. И в самом деле, он рано пристрастился к чтению, особенно же любил читать сочинения Григория Богослова. На четырнадцатом году, лишившись матери, Константин был вызван в Царьград своим родственником логофетом Феоктистом, опекуном малолетнего императора Михаила, для обучения. Получив блестящее образование, Константин так покорил окружающих своими познаниями, что ему дали прозвище Философ. За заслуги перед Церковью в проповедовании христианского учения он был посвящен в сан священника и сначала стал библиотекарем при храме Святой Софии, а потом учителем философии и языков. В это время он вступил в свор с низложенным патриархом Иоанном и блистательно опроверг иконоборческую ересь. По возвращении в столицу Константин, которого не привлекала мирская жизнь, удалился на гору Олимп - в монастырь, где подвизался в иночестве его брат Мефодий. Они вместе проводили время в молитве, посте и ученых трудах. В 358 году Константин был назначен в миссию для христианского просвещения кочевников-хазар. Константин отправился туда вместе с Мефодием. Сначала они поселились в древнем городе Херсоне на Крымском полуострове, научились языку хазар и стали проповедовать христианскую веру. Дела шли успешно, и вскоре сам каган, а с ним и множество народа приняли святое крещение. Испросив у новопросвещенного кагана освобождения всех греков, находившихся в плену у хазар, Кирилл и Мефодий отправились в обратный путь и по дороге просветили христианским учением еще одно языческое племя, жившее близ Сурожского (Азовского) моря. Братьев-проповедников встречали в Константинополе с великим почетом. Мефодий был поставлен игуменом монастыря Полихрона. Константин же, живя при церкви Святых Апостолов, предался молитве и науке, но вскоре был призван к новым трудам. В 862 году сдавяно-паннонские князья, сознавая потребность слышать богослужение и учение о вере на родном языке, просили императора греческого и патриарха Фотия прислать к ним нужных учителей. Император решил доверить эту важную миссию братьям и предложил им отправиться на проповедь Евангелия в славянские страны. Константин, несмотря на то, что был болен, охотно согласился. Ему давно не давала покоя мысль о том, как передать славянским народам Слово Божие, чтобы запомнилось навеки. - Есть ли у этих народов буквы? - спросил он у императора. - Дед мой и отец искали, но не нашли, - ответил император. - Как же быть? - задумался Константин. - Проповедовать только устно - все равно что писать на песке. Если же я стану сочинять буквы, то боюсь, как бы меня не назвали еретиком... И, приготовившись к делу постом и молитвой, Константин приступил к составлению славянской азбуки, а в 863 году отправился с братом Мефодием в новую миссию. Прежде всего проповедью на славянском языке Константин обратил ко Христу с молодости знакомых ему славян, живших невдалеке от Солуни, которые не знали греческого языка и потому не ведали о христианстве. И затем, обходя одну область за другой, братья проповедовали и объясняли Слово Божие. Они обучали детей, организовывали богослужение на славянском языке, перевели с греческого на славянский все основные богослужебные книги. Служители Римской церкви сочли братьев-учителей еретиками и подали на них жалобу папе Римскому Николаю. Тот потребовал в Рим Константина и Мефодия, но скончался, не дождавшись их приезда. Заменивший его папа Адриан принял братьев с почетом, высказал одобрение просветителям, и даже велел совершить службу частично на латинском, частично на славянском языке в храме Святого Петра и в храме Андрея Первозванного как первого благовестника в славянских землях. В то же время папа рукоположил Мефодия в сан пресвитера и повелел двум епископам посвятить в пресвитеры и дьяконы некоторых учеников, сопровождавших Константина и Мефодия. Однако Константину не суждено было возвратиться из Рима на родину и продолжать свой проповеднический подвиг: он опасно занемог. Сознавая близость кончины, он принял иночество и схиму, причем был назван Кириллом, и стал спокойно готовиться к смерти. Он завещал своему брату Мефодию не покидать начатого дела просвещения славян. - Брат, - говорил он ему на смертном одре, - мы с тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву, и вот я падаю на бразде, рано окончив день мой... Знаю, ты возлюбил уединение на горе Олимп, но умоляю тебя, не оставляй дела нашего: ты им угодишь Богу. Потом Кирилл стал молиться о просвещенных им племенах. Окончив молитву и благословив окружающих его, он скончался. Произошло это в 869 году, ему было тогда только 42 года, но его силы и здоровье были уже давно надломлены непомерными трудами.