Иоанн Златоуст, архиепископ Царьградский

Иоанн родился в Сирии, в семье военачальника, между 344 и 354 гг. и рано лишился отца. Первые уроки христианских истин и благочестия он получил от матери, и они привели его впоследствии к бессмертной славе образцового подвижника, отца Церкви, вселенского учителя. Иоанн изучал науки в языческих школах, но это ему не повредило, так как в его сердце и уме уже утвердились внушенные матерью христианские чувства понятия. По окончании образования Иоанн избрал для себя судебную деятельность. Поначалу юноша, пользовавшийся успехом в обществе, не устоял перед соблазнами светской жизни - исчезло прежнее рвение в изучении Священного Писания, вместе с друзьями Иоанн посещал зрелищные мероприятия, вредное влияние которых он не осознавал. Увлечение мирской суетой, к счастью, длилось недолго; осознав опасность для своей души, Иоанн решил прекратить всякую связь с миром и уединился в доме своей матери, посвящая все время молитве, чтению Священного Писания и размышлениям о божественных предметах. В 367 году, когда Иоанну было 25 лет, антиохийский епископ Мелетий совершил над ним таинство крещения. После этого три года Иоанн не выходил из дому, продолжая подвижническую жизнь. После смерти матери Иоанн решил идти в горы, в кельи пустынножителей, чтобы научится у них жить для Неба, презрев все земное. Не довольствуясь подвигами монашеского жития, Иоанн, стремясь к полнейшему уединению, два года одиноко прожил в пещере, умерщвляя плоть всевозможными послушаниями. Все это время он посвятил чтению божественных книг и изложению собственных поучительных мыслей. Продолжая свое аскетическое существование, в сырой холодной пещере Иоанн вконец ослабел и вынужден был для лечения возвратиться в Антиохию. Тогда же святитель Мелетий посвятил этого уже прославившегося и заслужившего всеобщее уважение великого подвижника пустыни в сан дьякона. Сделавшись служителем алтаря, Иоанн с усердием предался свойственной его душе деятельности, утешая нуждающихся и вразумляя слабых в познании божественных истин. В 366 году Флавиан, преемник епископа Мелетия на антиохийском престоле, глубоко ценя высокие душевные качества Иоанна, посвятил его в священнослужители и возложил на него обязанность произносить с кафедры поучения антиохийскому народу. В течение двенадцати лет изливалась проповедь Иоанна в антиохийской церкви. Златоустом же его назвала одна прихожанка, которая, слушая однажды проповедь, была так растрогана его словами, что громко воскликнула: «Учитель наш духовный Иоанне! Золотые уста! Учение твое глубоко, и слабый наш ум не все может постигнуть». С того времени и весь народ стал называть его Иоанном Златоустом, и сама Церковь сохранила это имя. Особенно часто и красноречиво проповедовал Златоуст о милосердии к бедным. Истинную бедность он называл безопасным убежищем, спокойной пристанью, непрестанным упражнением в истинной мудрости, подражанием ангельской жизни и путем к Небу. Чувствуя, что не бесплодно подвизается для общего блага, Иоанн охотно продолжал бы и до конца жизни свою священническую деятельность, но, чувствуя, что силы стали часто изменять ему, он подумывал о возвращении в горы, к жизни среди пустынников, где и смерть казалась ему особенно отрадной. Но Господь уготовил ему иной путь, призвав к новой борьбе. После смерти в Константинополе архиепископа Нектария (397) первый министр императора Аркадия евнух Евтропий указал императору на Иоанна, с которым познакомился во время путешествия на Восток, когда слава о нем уже распространилась по всей империи. В 398 году Иоанн был торжественно посвящен в сан архиепископа Константинопольского, несмотря на сопротивление со стороны александрийского патриарха Феофила, который хотел предоставить это место другому пресвитеру. Не добившись желаемого, патриарх затаил злобу на Иоанна, которая навлекла наголову Иоанна бесчисленные бедствия. Будучи облечен высшим саном, Иоанн не оставлял своих строгих иноческих подвигов и часто уединялся для молитвы, чтения и письменных трудов. Очень мало времени он уделял сну и не изменял посту, не вкушая ничего, кроме ячменного хлеба с водой. Перу Иоанна принадлежат богослужебные уставы, многие проповеди, псалмы; с его именем связана наиболее распространенная литургия. За время правления Иоанна Константинопольская церковь достигла процветания, изменился под его влиянием и весь город. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна популярным, но восстановили против него влиятельных лиц двора и представителей верховного духовенства. Стремясь оклеветать Иоанна, злопыхатели распространяли о нем нелепые слухи. Некоторые, имея доступ ко двору, сумели внушить императрице Евдокии, что Иоанн позволяет себе во время проповедей оскорблять царицу бросающими на нее тень намеками. Гордая и раздражительная царица действительно была не чужда некоторых пороков: сребролюбия, тщеславия и любви к роскоши, - за которые Иоанн угрожал Божьим судом всем прихожанам. Решив отомстить слишком смелому проповеднику, Евдокия вызвала в Константинополь его злейшего врага - Феофила Александрийского, и тот созвал собор из 45 епископов для суда над Иоанном. Несмотря на то, что бы л и другой собор, в защиту Златоуста, святитель был низложен, и слабохарактерный император Аркадий повелел отправить его в ссылку (403). В мгновение ока весть об этом облетела всю Византию, и люди бросились к храму, где находился в ожидании ссылки святитель. Пришедшая за Иоанном стража была избита, когда же за ним через два дня снова явились от императора, Иоанн решил добровольно решил отдаться им в руки, но перед этим простился с народом трогательной речью. В ту же ночь его перевезли в Пренету. Народ, окружив дворец, требовал возвращения своего любимого пастыря, но тщетно. Между тем, наступила ночь, и как бы заодно с волнением людей разбушевалась и стихия: в городе произошло землетрясение. Императрица, испугавшись не на шутку, поспешила послать с гонцами Иоанну письмо с уверениями в собственной невиновности и мольбой поскорее возвратиться в столицу и спасти город от опасности. Святитель возвратился и был торжественно встречен народом. Только ликование это продолжилось недолго - вскоре враги опять изыскали возможность его низвергнуть. Перед Софийским храмом была поставлена статуя в честь Евдокии, и по этому случаю в воскресный день устроили публичные игры и зрелища для увеселения народа. Некоторые так увлеклись, что мешали богослужению. Обратившись к народу, Иоанн сказал, что своим поведением он наносит оскорбление храму, и обвинил в случившемся не только присутствовавших на этом зрелище, но и допустивших их. Это снова рассердило императрицу: в ее глазах Иоанн предстал врагом за то, что не пожелал не то, что участвовать в празднике в честь ее статуи, но даже не проявил снисходительности к другим. Она снова убедила Аркадия созвать собор, и хотя оснований для низложения архиепископа так и не нашлось, враги Иоанна все же склонили императора подписать указ об его изгнании. Иоанн отправился в Вифинию, а вскоре по указанию Евдокии его отправили еще дальше - в армянский город Кукуз. Это была последняя каверза злобной царицы - через три месяца она умерла при родах. Друзья Златоуста старались добиться перемены места его ссылки, но не преуспели в этом. Впрочем, он недолго пробыл в Кукузе - в конце 406 года по случаю набега исаврян его перевели в Арабисскую крепость на Тавре. Злопыхателей не удовлетворило и это место ссылки ненавистного правдолюбца, и они просили императора перевести Иоанна в более отдаленные места. Вновь Аркадий малодушно согласился - на сей раз местом ссылки святителя стала Колхида, с которой соседствовали сарматы, самые жестокие из скифских племен. Это свое последнее путешествие Иоанн совершил в сопровождении двух чиновников, которым было предписано обращаться с ним как можно строже. Они в точности исполнили это предписание, заставляя больного изгнанника идти в палящий зной и не позволяя останавливаться для отдыха даже в бурю и проливной дождь, избирая для остановок самые дикие места и нищие селения. С большим трудом дойдя до Понты, Иоанн почувствовал, что силы его на исходе. Его снова заставили идти вперед; едва передвигаясь, он прошел еще шесть миль. У церкви с мощами Василиска, епископа Команского, замученного во время гонения при Максимине, Иоанн остановился, не в силах больше сделать ни шагу. Здесь впервые его мучители смилостивились и позволили побыть в молитвенной комнате священника храма. На следующий день они продолжили путь. Еле передвигая ноги, святитель смог пройти еще несколько верст, и силы оставили его. Пришлось стражникам, волоча Иоанна, возвращаться к храму. Здесь, в келье священника, Златоуст стал готовиться к исходу - сняв пропитанную грязью и потом одежду, он надел чистое белье, приобщился Святых Тайн и спокойно предал душу Богу (407). При известии о его кончине к пустынному храму собралось множество благочестивых людей из Киликии, Понта, Армении, даже из Антиохии и Константинополя, и останки Иоанна были торжественно погребены.