Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: main в функции drupal_theme_initialize() (строка 100 в файле /var/www/georgep56/data/www/seliger-church.ru/includes/theme.inc).
  • Notice: Trying to get property of non-object в функции _drupal_theme_initialize() (строка 145 в файле /var/www/georgep56/data/www/seliger-church.ru/includes/theme.inc).
  • Notice: Trying to get property of non-object в функции _theme_load_registry() (строка 334 в файле /var/www/georgep56/data/www/seliger-church.ru/includes/theme.inc).
  • Notice: Undefined index: main в функции theme_get_setting() (строка 1414 в файле /var/www/georgep56/data/www/seliger-church.ru/includes/theme.inc).
  • Notice: Trying to get property of non-object в функции theme_get_setting() (строка 1451 в файле /var/www/georgep56/data/www/seliger-church.ru/includes/theme.inc).
  • Notice: Trying to get property of non-object в функции theme_get_setting() (строка 1461 в файле /var/www/georgep56/data/www/seliger-church.ru/includes/theme.inc).

Преподобный Трифон Вятский

Трифон родился в деревне Малая Немигожка под Архангельском, в семье благочестивых земледельцев. С юных лет чувствовал он влечение жить для одного Господа. Его хотели женить, и братья даже как-то положили девушку в той клети, где он спал, но, как от наваждения бесовского, бежал от нее целомудренный юноша. Тайно покинув родительский дом, в одежде нищего Трифон пришел в Устюг и некоторое время прожил под руководством благочестивого приходского священника Иоанна. Потом он перешел в соседнюю волость Шемоксу, где продолжал трудиться во имя Господа. Хозяева полюбили его за трудолюбие и кротость, подобрали невесту и хотели женить, но, помня о данном обете жить в целомудрии, Трифон тайно бежал в Орлецк, городок Строгановых. Поселившись близ приходской церкви, он провел очень трудный год, поскольку ушел от хозяев, не взяв ни одежды, ни пищи. Раз в жестокий мороз люди Строганова встретили его на улице и, решив подшутить, столкнулись с крутой горы к реке, так что человек Божий едва не погиб. Не жалуясь никому, смиренный юноша скрылся из Орлеца в Никольское, принадлежавшее кафедре епископа, и некоторое время жил при приходской церкви в подвигах молитвы. Затем отправился на Каму. В Пыскорской обители Трифон изучал монашеское житье и принял пострижение от игумена Варлаама. Ему тогда было 22 года. Чтобы не поддаваться соблазнам и усмирить плоть, инок не пропускал ни одной церковной службы, изнурял себя трудом, а по ночам шел к болоту, чтобы насекомые терзали его полунагое тело. Такие строгости и длительные посты истощили его организм, и Трифон тяжело заболел. Помочь подвижнику явился святитель Николай, и они вместе молили Господа об исцелении. Выздоровев, блаженный Трифон решил искать уединения и безмолвия. Спустившись по Каме до устья Мулянки и пройдя еще пять верст, он вышел на берег, поднялся на гору и увидел чудесную местность, окруженную густым лесом и благоухающими цветами. Скоро он узнал, что это молебное место остяков, где они приносят жертвы своим богам. Для пламенного подвижника веры это было еще одной причиной поселиться именно здесь. Когда остяки услышали, что на их заветном месте поселился какой-то странный человек, старшина Зевендук собрал людей и пришел на него посмотреть. Отшельник в это время трудился на своем крохотном участке земли. Зевендук начал спрашивать Трифона, кто он такой и зачем пришел. - Я раб Господа моего Иисуса Христа, - отвечал Трифон. - Кто же Бог твой и почему ты раб Его? - спросил язычник. Трифон рассказал ему историю сотворения и падения человека, пришествия Спасителя рода человеческого, предупредил о судном дне и горькой участи грешников. Простые дети природы с изумлением слушали поучения отшельника и потом рассказали о нем своему князю Амбалу. Федор Сухоятин, ходивший сюда по торговым делам, подарил Трифону железный топор, но предупредил, что остяки и вагулы считают ель, возле которой поселился отшельник, священной и не касаются ее топором. Трифон шесть недель постился и молился, потом, взяв деисус, пошел к языческой ели. Она была намного выше и толще других, и ветви ее шли от ствола на четыре сажени. Став на колени перед иконой, усердно помолился он Господу, затем, громко повторяя имя Иисуса, стал рубить дерево. Когда ель упала, он собрал с сучьев жертвенные приношения - шелковые одежды, меха, золото и серебро - и предал огню вместе с елью. Князь Амбал, прослышав о случившемся, поспешил с другими язычниками к жертвенному месту. - За одно лишь намерение оскорбить ель, - сказал он Трифону, - наказывали смертью. Неужели ты сильнее богов наших? Преподобный отвечал: - Вы уже слышали, какого Бога я проповедую. Его силой и совершил я это дело, чтобы дерево не губило вас и ваших детей. Подивились остяки этому чуду и отправились в Сылву, к начальнику городка. - Инок-христианин, - говорили они, - в рваном рубище поселился в лесу, срубил и сжег священно дерево и, проповедуя Христа, велит нам креститься. Что делать с ним? Приказчик Строгановых, Третьяк Моисеевич, наслышанный о преподобном Трифоне, отвечал князю Амбалу: - Добрый он человек. Делайте то, что приказывает, и обретете жизнь вечную. Между тем новое обстоятельство вызвало неудовольствие остяков - стало известно, что черемисы грабят на Каме суда. Это узнали от русских, которым удалось сбежать из плена. Пошли разговоры о том, что Трифон в отместку за нерасположение к нему покажет черемисам жилье остяков. И решили его убить. Но Господь сделал так, что Трифона не смогли отыскать, хотя он стоял в своей келье на молитве. Мало-помалу отношение к Божьему человеку изменилось, а вместе с ним и к проповедуемому им учению. Прежде других приняли христианство дочери остяцкого князя Амбала и вогульского князя Безяка. Вслед за ними крестились и многие другие. Новообращенные христиане стали приносить Трифону мед, воск и нехитрую пищу. Радуясь их обращению к святой вере, Трифон с благодарностью принимал приношения и делился ими с нищими, которые посещали его. Памятниками обращения мульских остяков в святую веру служат Никольский храм в Верхних Мулах и две часовни в Нижних Мулах, известные по писцовой книге 1624 года. Братья Пыскорской обители, услышав о славных подвигах Трифона, очень желали видеть его у себя и просили приказчика Строгановых привести отшельника. Преподобный, против своей воли прибыв с ними в обитель, прожил здесь совеем немного, но за это короткое время успел обратить ко Христу остяков, живших около Соликамска, и в их числе богатого землевладельца Иртега. По его желанию жить уединенно Строгановы, Иаков и Григорий, предложили Трифону место в их вотчине на реке Чусовой. Здесь он поставил часовню со святыми иконами, а потом устроил монастырь в честь Успения Богоматери. Однажды Трифон приготовил землю для посева хлеба и зажег около своей кельи пни и корни срубленных деревьев. Огонь, усиленный ветром, распространился по лесу и истребил огромные запасы дров, приготовленные для строгановских соляных промыслов. Местные поселенцы, озлобленные потерей дров, грозили убить Трифона. Григорий Строганов заковал его в колодки, а потом прогнал из своих владений. Трифон поручил обитель своему ученику Иоанну, а сам пошел в Хлынов. В январе 1580 года пришел он в Вятскую землю. Обходя храмы Божьи, чаще всего странник посещал церковь Святого Николая, где стояла чудотворная Великорецкая икона. Дьякон этой церкви максим Мальцев полюбил Трифона и принимал его у себя, потом и другие хлыновцы стали приглашать его в свои дома. Побродив по окрестностям Хлынова. Он присмотрел место у двух ветхих церквей и стал просить у городских властей дозволения устроить здесь обитель. Получив разрешение, преподобный отправился за одобрением в Москву. Святитель посвятил Трифона в иеромонахи, а царь Иоанн Васильевич дал грамоту на землю для обители. По возвращении в Хлынов преподобный стал строить каменный храм. Скоро собрались братья в новую обитель. Особенно содействовал преподобному в устройстве обители новый вятский воевода Василий Овцын. По его предложению вятичи охотно вносили пожертвования для нового храма Успения Богоматери, и вскоре он был построен. Число братьев увеличилось, а средств к жизни недоставало. Преподобный снова отправился в Москву с просьбой дать монастырю угодья. Царь милостиво выделил монахам землю, села и озера с разрешение рыбной ловли на пропитание. Патриарх подарил обители иконы, книги и утварь. В Москве Трифона принимал князь Иван Михайлович Воротынский. Беседуя с преподобным, посетовал он на их с княгиней бездетность, и Трифон сказал: - Князь, ты призрел меня, бедного старца, и исполнил этим главную заповедь Господа. Знай же, что у тебя родится сын Алексий. Князь и княгиня, обрадованные этой вестью, дали богатую милостыню для обители, а через год, когда предсказание старца исполнилось, князь Воротынский стал самым усердным благотворителем Трифоновой обители. Преподобный, став архимандритом, не изменил своей подвижнической жизни: не соблазнялся он ни вкусной пищей, ни богатой одеждой, на теле носил тяжелые вериги и жесткую власяницу. Все, что присылали ему, отдавал в монастырскую казну, а в келье его были только книги и иконы. Не всем нравилась строгая жизнь преподобного. Почувствовав недовольство, Трифон решил уклониться от зла и послужить Господу на другом пути. Передав управление Вятской обителью своему ученику Ионе Мамину, отправился он странствовать. Никита Строганов построил для изгнанного старца келью в Сольвычегодской Введенской обители и сам содержал его. Когда Трифон пожелал помолиться в Соловецкой обители, Строганов дал ему судно с командой и запасами пищи, чтобы плыть на остров, но старец, как жаловался впоследствии князь, отпустил людей, продал судно и, пробыв на Соловках, отдал вырученные средства в Вятскую обитель. Душа Трифона горела желанием содействовать христианскому просвещению глухого края, где почти не было монастырей, храмов и даже часовен. Много Божьих домов по берегам Камы и Вятки построил Трифон на пути строгановских солеварен к Хлынову. В последние годы жизни Трифон еще раз посетил Соловецкую обитель для поклонения чудотворцам. Соловецкие старцы советовали ему остаться с ними, указывая на почтенный возраст, однако душа его стремилась в любимую Успенскую обитель. Больного Трифона довезли до Хлынова, но когда он послал послушника просить настоятеля Иону принять его в обитель, жестокий ученик его не впустил. Трифона принял в свой дом дьяком Максим. Здесь пробыл он два месяца, и как почувствовал скорую кончину, стал просить протоиерея и священников уговорить настоятеля принять его в обитель. Сердце Ионы смягчилось, и при встрече просил он у наставника прощения. - Бог простит тебя, сын мой, - отвечал старец. Иону, ожидавшего упреков, поразила такая кротость учителя; преподобный же был счастлив оказаться в своей любимой обители. Перед смертью Трифон составил для обители духовное завещание: «Молю вас, для Бога и Пречистой матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом... Не осуждайте пред Богом один другого, в храме или в келье, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте... Прежде всего отдавайте Божье Богу, а потом выполняйте другие дела... Быть вместо меня в доме Пречистой Богородицы ученику моему келейному старцу Ионе Мамину. И вы, отцы и братия, повинуйтесь ему во всем, слушайте его... Берегите монастырское, не давайте ничего монастырского без благословения настоятеля. И себе в собственность также не берите ни из денег, ни из построек, ни из чего другого. Ты, брат и господин, старец Иона, Бога ради и для Пречистой Богородицы будь усерден в послушании по молению нашему. Заботься о доме Пречистой и о стаде - братстве, собранном во Христе, о вотчинах и угодьях... Бесчиния пусть не будет. Прошу тебя. Бога ради, не вводи хмельного питья в дом Пречистой... Для братии на трапезе пусть будет пищи довольно и квас хороший. Дом Пречистой не оскудеет от того. Бога ради, не забудьте меня, грешного, поминайте меня, и вас помянет Бог». Преподобный благословил братьев и скончался 8 октября 1612 года.