Преподобный Иоанн Зедазнийский, чудотворец

Иоанн родился и жил до зрелого возраста в Антиохии. В те времена – в начале VI века – христианское подвижничество уже широко распространилось, и Иоанн, следуя своему внутреннему призванию, вступил в иночество, чтобы ревностно и смиренно служить Господу. Приобретенные знания и духовное просвещение он использовал для обучения жителей Антиохии Слову Божию и исполнению христианских обязанностей. Слава о благом наставнике скоро начала привлекать к нему безчисленное множество народа, и тогда, тяготясь постоянным нарушением возлюбленного уединения, Иоанн удалился в пустынное место, взяв с собой лишь несколько учеников. Здесь они всецело предались богомыслию и молитве. Питаясь трудами своими, они тайным образом сбывали свое рукоделие в городе, пока люди наконец не открыли место их уединения. В пустыню снова стали стекаться страждущие: они шли к своему отцу Иоанну, который чудным образом умел целить их душевные и телесные недуги. Спустя некоторое время было ему откровение, в котором он прозрел волю Божьей Матери, чтобы он шел в Иверию утверждать насажденную там Церковь. Иоанн, избрав по жребию 12 человек из своих учеников, отправился с ними в этот дальний и многотрудный путь. Босые, в рубищах, сирийские иноки были с благоговением встречены иверским католикосом (патриархом) Евлалием и народом и получили приглашение остаться при дворе. В скором времени, благодаря красноречивым проповедям Слова Божия и сопровождаемым их чудотворениям, многие иверцы утвердились в вере в Святую Троицу. Святые отцы обходили города и селения, где блаженная равноапостольная Нина учила вере Христовой, поклонялись памятным местам, связанным с жизнью и апостольской деятельностью, на которую Господь укрепил немощную женщину. Немало потрудившись для распространения и утверждения в сердцах народа насажденных ими и прежде их евангельских истин, святые отцы молили Бога указать им место постоянного пребывания. Их привлекала высокая и непреступная гора на левом берегу Арагвы, в восьми вестах к северо-востоку от Мцхеты, столицы Иверии, и в пятнадцати верстах к северу от Тифлиса. Помолясь и получив благословение католикоса, который не хотел их отпускать, но все же не смог отказать проповедникам в их желании уединения, святые отцы оставили Мцхету и, с великим трудом перебравшись через колючий кустарник у подножия горы и дремучий лес, взошли наконец на вершину, где и решились подвизаться в безмолвии. Найденную здесь пещеру Иоанн обратил в церковь, вокруг нее отшельники устроили себе шалаши из древесных ветвей; пищей им служили травы и коренья. Едва прошел слух о поселении на горе сирийских иноков, к ним снова устремились больные и увечные, страдальцы всякого рода за исцелением души и недуга телесного. В это время скончались епископы Цилканский и Некресской епархий. Католикос Евлалий решил заменить их кем-либо из тринадцати сирийских пришельцев. Он отправился к ним на гору и избрал Авива и Исе, которые в тот день совершали Божественную литургию. Не хотели ученики расставаться со старцем Иоанном, но когда он напомнил им о том, что их предназначение трудиться и сеять Слово Божие, они перестали упорствовать и в скором времени были посвящены в епископы. А на гору все продолжали приходить люди; многие оставляли мир и поселялись рядом с отшельниками. Вскоре по непроходимой горе была проложена дорога и создалась обитель для возгоревших желанием посвятить себя Богу под руководством благого и мудрого учителя Иоанна. Однажды был удостоен блаженный видения Божьей Матери со святой Ниной, которые повелели ему разослать учеников своих по разным местам Иверии для проповеди Слова Божия и поучения народа. Так и сделал Иоанн. Напутствовав учеников своих святым назиданием, наделив их частицами мощей святых мучеников, чтобы они воодушевлялись памятью о них и подражали их примеру, он разослал их по всей Грузии, оставив при себе только одного ученика – дьякона Илию, который служил опорой старческой немощи его. Сам же предался неусыпным подвигам духовным. Обогащенный всеми благодатными дарами, но всегда смиренный духом. Иоанн навещал своих учеников, чтобы поддерживать их в духовных подвигах. Ученики также посещали Иоанна и, укрепившись духовной радостью пребывания с ним, возвращались на места служения. Гора, на которой жил Иоанн, едва очищенная кое-где от дремучего леса, была сначала совершенно безводна; в поте лица трудились добывающие воду из Арагвы, омывающей подножие высочайшей горы Зедазен. Жалел их Иоанн, и вот по молитвам его заструился на горе живительный источник, воды которого и до сих пор свидетельствуют о чуде, сотворенном Богом в прославление раба Своего… В конце жизни, прославленной деяниями и чудесами, блаженный Иоанн получил в откровение извещение о скорой кончине. Со страхом и трепетом устремлял он свой мысленный взор за пределы мира земного… Завещав ученикам похоронить его в той самой пещере, где подвизался, Иоанн приобщился Святых Тайн Христа Спасителя. По принятии причастия, душу его осенил божественный восторг, и среди неизъяснимой отрады он предал Богу свою чистую душу.